23:06

statistically speaking, your genitals are weird
11. Чужой (1979)




преогромная простыня заметочек.
детальки, доматывание до глупых вопросов, кинки и всё вот это.
ностальгия!


блин, разница с продолжениями ощущается почти физически.
здесь ведь тоже при первом столкновении с инопланетными яйцами люди ведут себя по-идиотски, лезут в них как дебилы и приносят на корабль пиздец.
но здесь ты хотя по ним видишь, почему они так себя ведут.
по правилам, они обязаны реагировать на сигналы от разумных существ, и у них есть протоколы для разных ситуаций. но они - по сути, коммерческий перевозчик, не отобранные солдаты или учёные (вообще с этим немного мутно. Рипли вроде как безопасник, кэп - кэп, но то, что кто-то - офицеры и имеют там систему подчинения, не говорит о военке или какой-то спецподготовке, это просто говорит о том, что они обучены летать в космосе и что-то перевозить, если что, реагируя на внештатные ситуации. мне кажется так). 
отношения команды показаны с самого начала такими, что ты видишь - там есть люди, которые очень чётко держатся за процедуры и выполнение протоколов, и есть те, кто клал на это всё, кто тусит в техничке, троллит коллег и начальство и вообще-то больше интересуется премиями и как бы отжать нормальных деняк, есть те, кто болтается между этим всем, есть тупая рыбина Ламберт, есть мужик, которого система вывела из анабиоза первым - и это имеет смысл. потому что нам в начале показывают, что из анабиоза он выходил с таким отбитым видом, как я в пять утра по будильнику, и ещё долго сидел и залипал, а потом в рубке его спрашивали, как он там, норм ли. то есть, ошибка базово была не в том, что тупой мужик из экипажа нашёл в космосе какие-то яйца ужаса и полез в них руками и мордой - а в том, что команда недооценила его состояние, а сам он пару раз спотыкался там на ровном месте, но в целом был уверен, что всё уже норм, и сам не понимал, до какой степени тупит. а с учётом того, что в это время Эш на борту даже не скрывает, что следит за ними очень прицельно, а потом мы узнаем, что он рабочий андроид и мог иметь доступ к системе, ты вообще автоматически начинаешь допускать, что это не просто команда испугавшихся долбодятлов-курьеров, ещё не отошедшая от экстренного выхода из анабиоза, тупанула в нестандартной ситуации - их ещё и могли под это подвести вполне осознанно.
и когда они тащат Кейна с лицехватом на корабль, они делают хрень, и ты видишь, что они вообще не были готовы к тому, что такое реально может случиться - и испугались все, и каждый цепляется за свой способ решить, что делать, как может. и Рипли колеблется и боится, пытаясь не пустить их и обезопасить всех по протоколу, и кэп делает выбор, рискнуть всеми или ещё больше рискнуть жизнью чувака, которого он сам же и отправил изучить проход, не оценив нормально его состояние, и Ламберт блеет безмозгло и возмущённо, потому что... ок, ладно, Ламберт бы отлично вписалась в поздние фильмы типа Прометея. 
то есть, ты реально всё это видишь. Ридли Скотт когда-то умел в детальки, которые имеют смысл и вписаны так, что делают происходящее цельным. 
нет, они потом и дальше делают странные хрени, но опять же - исходные данные таковы, что они во многом объясняют, почему.


обожаю эту физиологичность всё-таки.
даже Кейн в камере для сканирования, в белых трусах и с лицехватом на морде и в горле - это уже прямо волнующее зрелище.
современная манера съёмки и самый крутой сиджиай конкретно меня лишают именно этого чувства - иллюзии физического вторжения в моё интимное пространство, её просто нет, потому что снятые красиво и гламурно картинки любых даже самых развесистых кишок и трахающихся чужих с хищниками воспринимаются как через стеклянную стену, они символизируют пугающие или волнующие вещи, причём символизируют в лоб, но эта абстрактность перебивает ощущение.
а старые фильмы вроде Чужого сняты ощутимо, зернисто, не гладко, там суставы лицехвата и скользкий щупалец вокруг горла - такие же настоящие, как чуваки в рабочих костюмах рядом с ними, - и от этого кажется, что картинки не соскальзывают у тебя с глаз как гладкая водичка, а трогают тебя этой неровностью за что-то физически.


кстати, интересно, физиологию работы лицехвата уже кто-нибудь разбирал детально?
фильм культовый, лет ему много, наверняка должно быть где-то.
когда сканируют Кейна с лицехватом, говорят: эта штука поставляет ему кислород прямо в лёгкие. и по нему видно, что у него грудь шевелится ритмично, лёгкие раскрываются-сжимаются, то есть, это не ошибка, вот этот хрен, который лицехват вставляет в жертву - не загоняет кислород прямо в кровь, а реально накачивает лёгкие кислородом и заставляет их работать, как было бы при нормальном дыхании. то есть, хрен полый? это технически что-то вроде трубки, через которую закачивается воздух в лёгкие человеку? (и при попытке срезать лицехват сжимает петлю вокруг кейнова горла, то есть, да, пережимает трубку, подающую воздух, выходит)
так вот - он всасывает воздух, очевидно, из окружающей атмосферы - но чем? в нём же ни одной дырочки, а чтобы такие количества воздуха всосать, всё-таки люди не просто так рот и ноздри отрастили. а у него если и есть какие-то отверстия, то они все уткнуты в Кейна. 
да и позже, когда они уже дохлого его рассматривают, нет там ничего - но можно списать на то, что он уже выполнил свою биологическую функцию и начал деградировать, может и схлопнулось всё или ещё как-то слиплось.
загадочно.


олсо, насчёт деталек - всё-таки не везде.
почему уровни защиты такие, что больше символизируют, чем что-то ещё?
почему начинали с мысли, что Кейна с лицехватом нужно в изолятор, но всей изоляции там - что Даллас и Эш вытурили остальных из комнатки, когда его осматривали, а сами были в перчаточках, масках и передничках? а потом по этому изолятору бегают все, чуть что, и лапают Кейна и всё на свете.
почему, когда лицехват удрал, его набежали искать половиной команды, но верхний свет включать не стали, а светили в тёмные углы нано-фонариками, которым даже ноздрю не осветишь, даже если засунешь такой туда по локоть?
почему Эшу доверяют в его оценках всего на свете, от медицины до техники в рубке, если никто не знает, кто он такой, откуда это шикарный авторитет?
ок, Даллас дальше говорит, что всё, что касается научной части - прерогатива Эша, потому что это условие компании, прописанное в договоре, должен быть учёный, который решает... ну, если вдруг понадобится наука? 
но вообще нифигово читерское условие получается. Эш в любой непонятной ситуации может заявить, что это возможная медицинская или исследовательская проблема, и хоба - он главный.


ммм, символизм.
не тот, который долбит в лоб и глаз, а тот, который вкрадывается мелкими детальками.
когда Кейн приходит в себя и сидит в медчасти, где отходит от нападения лицехвата, пьёт из принесённой чашки, а все вокруг радуются и поздравляют его с оживанием и расспрашивают, что он помнит, и всё такое ---
(всем уже пофиг на карантин, все уже столько раз его потрогали, что всё равно по возвращении всем потом проверяться)
--- в общем, он сидит там в белом халате, наброшенном на плечи, и в расстёгнутой почему-то больничной шмотке, которая выглядит так, будто разорвана поперечным разрывом на груди.
с учётом нашей любимой темы о том, что центральная тема чужекинков - в том числе страх изнасилования (и однозначно его последствий), это выглядит таким намёком, что аж неприлично.



то ли Кейн в его вечных жертвенных позах прямо начинает мне нравиться, то ли у меня идёт корректировка фетишей.


ок, ок, всё-таки классический хоррор такой классический.
пошли ловить вылупившегося Чужого с сеткой. с шокерами на палках и сетью, натурально.
чуть не поймали кота в шкафу.
космический корабль, будущее, космос и метафорический страх перед ужасными вещами - но кот в шкафу должен быть!
"ты чо творишь, друг? это же КОТИК!"
истинно говорю вам, не Ламберт - олицетворение зрительских страхов, а вот этот вопль мужика.
олсо, котик из шкафа чуть не угрёб всю группу ещё до того, как они нашли пришельца.
котик могуч.


когда позже поредевший экипаж обсуждает, что это за тварь бегает у них теперь по кораблю, как попытаться её сбороть и т.д., Эш называет тварь "сыном Кейна". все заняты обсуждением и старательно этот вброс игнорируют.
этот Кейн пишется не так, как тот, про которого здесь нужно подумать, но звучит всё равно так же.
религиозные шутки такие шутки.


Ламберт реально очень бесящий персонаж.
вот бывают люди, которые выглядят слабыми тупыми истеричными амёбами по жизни, а в реальных неприятностях вдруг могут собраться и выдавить из себя что-то адекватное. и бывают такие, кто выглядит бодро или сурово, а начинаются неприятности - и они боятся, ломаются, тонут в соплях, истерят и всем всё портят. а бывают ещё такие, кто и сначала выглядел тупой ноющей амёбой, а в неприятностях и вовсе превращаются в какое-то днище. и вот Ламберт - из последних.
если в начале фильма она терпимая, хотя и смотрит на всё как на обижающее её дерьмо, но ей всего пару раз намекают, что она достала ныть на ровном месте, - то дальше она чем дальше, тем больше ходит в тихой или не очень истерике и пытается всем всё испортить. 
опять же, мне нравится, что при этом она не выглядит персонажем, на котором с самого начала полёта стоит вопрос, какого хрена это ебобо взяли с собой. она раскрывается по ходу, в начале просто слегка раздражает.
когда Даллас с заражённым Кейном пытаются вернуться на корабль, а Рипли не хочет их пускать, они орут и спорят по делу - Рипли топит за протокол, Даллас за то, что он готов поставить жизнь подчинённого выше протокола, Рипли возражает, что он этим подвергнет опасности вообще всех, Даллас, что если так не сделать, то один человек не просто подвергнется опасности, а почти гарантированно умрёт... и только Ламберт брызжет слюнями и орёт "ты чо ахуела пусти блять пусти быра пустиии!"
когда Даллас потом лезет в шахту, чтобы попробовать уничтожить Чужого огнемётом, Ламберт какого-то хрена посадили его навигировать - хз, потому что она штурман вроде как? или почему? и технически, в его смерти отчасти виновата она. потому что большая часть её информации ему сводилась к ору, что у неё барахлит связь, а потом к резкому "он близка он близка убигай аттуда нит ни туда!!"
ну серьёзно, это человек в панике без мозгов. он очевидно не способен в экстремальной ситуации на что-то внятное. Даллас бы, скорее всего, всё равно там погиб, но что мешало ей хотя бы попытаться ему помочь нормально? сказать, с какой стороны приближается опасность, в какую надо сваливать, с какой скоростью он движется, да хотя бы просто на его "я не вижу, тут никого нет" ответить: блять, значит закрой глаза и мочи огнемётом на северо-запад через три секунды! но нет.


где-то в допматериалах была история о том, что актерисе, приглашённой на роль Ламберт, при чтении сценария не понравилась "эмоциональная слабость" её персонажа, но её убедили, что это - персонаж, который репрезентует страх аудитории, надо играть. но мне кажется, у неё таки осталась лёгкая предубеждённость. потому что она играет человека-паникующее ссыкло, которое не в состоянии контролировать себя, думать, действовать, потому что страх превратил её из ноющей дохлой рыбы в истерящую и орущую. из тех персонажей, которые в любой серьёзной заварушке - один из самых опасных элементов, потому что губят или себя, или других, а пытаются - и то, и другое. и играет она очень круто, вот прям концентрат.
если Скотт предполагал, что аудитория будет хорошо ассоциировать себя с этим, то у меня много вопросов к его мнению о людях.
ещё меня печалит, что ни один из более вменяемых персонажей, пытающихся вырулить из жопы, этого момента не учёл и не додумался или врезать ей по морде, когда она пытается зайти на очередной круг истерики, ни вкатил в жопу какого-нибудь успокоительного. 
с другой стороны, в борьбе с заглючившим Эшем, который пытался убить Рипли свёрнутой газеткой, она участвует - тоже рыдая и брызгая соплями, но участвует и даже наносит пользу путём пиздинга робота палкой. то есть, там, где надо нанести увечья своему же экипажу или выполнить приказ кого-то с палкой, она не безнадёжна. 
мне кажется, это мог бы быть куда более интересный персонаж, но актриса слишком хорошо отыграла ту часть, которая про страх.
и итог вышел закономерный - Паркер фактически отвлёк на себя Чужого, когда тот на неё попёр, чтобы дать ей шанс уйти, но её парализовало нахрен и она тупо стоит и рыдает. и дохнет бесславно. 
там многие делали глупости или совершали ошибки, но чаще всего те были обусловлены обстоятельствами, случайностью - а у Ламберт они обусловлены тем, что она с самого начала задана как персонаж, который делает тупые вещи из страха и всё портит.
...но при этом всё ещё - она такая в фильме одна, а не целый исследовательский корабль или колонистское судно, если вы понимаете, о чём я.


в сцене, где Рипли разбирает ошмётки и остатки Эша, чтобы подключить и допросить его голову, видно, что у неё довольно длинные крепкие ногти.
мне сначала было вообще непонятно, почему и зачем, мб, вообще случайно и актриса не хотела ногти под корень срезать, ну или хотели показать, что она реально скорее теоретический техперсонал и голыми руками в масле не копается обычно.
но теперь мне кажется, что это из серии тех же причин, по которым сцена в трусах в конце - немного больше, чем сцена в трусах.
Скотт взял на роль Элен Рипли актрису, которая телосложением сама похожа на тех Чужих - она длинная, тонкая, с чёткими сухими вытянутыми мышцами, и в той сцене это очень хорошо видно. и в той же сцене нам показывают конечности Чужого, который притаился в шаттле. 
близко, крупным планом больше секунды, показывают практически только пальцы Рипли и пальцы Чужого.
у обоих они длинные, тонкие и жёсткие, и с длинными когтями - ну, для своего биологического вида.
Рипли - достойный противник.


вспоминаю ещё кучу наездов когда-то на то, что вот Рипли - вроде бы сильная и мега-крутая, но авторы всё равно наделяют её типичными бабскими чертами, и хоть сколько будь у неё яиц - а изволь спасать котика и бегать в трусах, якобы потому что это функции бабы в фильме, у, мерзкие мужики. (то есть, истеричная слабая дура Ламберт как персонаж их не смущает, а жертвенный Кейн в белой сорочке матери драконов - не радует, что за дикие люди!)
по-моему, это чушь.
про трусы давайте сразу - во-первых, см. выше, а во-вторых, Рипли даже в трусах крута и офигенна, я вообще очень одобраю сильных крутых персонажей любого пола в трусах.
а про котика - ау, народ, вы вообще фильм смотрели? 
во-первых, если бы вы в такой ситуации не побежали спасать котика, то у вас нет сердца, совести и вообще ничего святого, уйдите с моего корабля.
а во-вторых, это же Рипли. она весь фильм очень чётко прописана как человек, который да, сильный, с яйцами и умеющий взять себя в кулак, включить голову, действовать решительно и встать сверху - но в то же время она молодая, она переживает за людей, она срывается пару раз конкретно. она пыталась действовать решительно, когда запрещала нести Кейна на корабль, и по ней видно, что она не тупо следует протоколу, а реально видит правила и дисциплину средством защитить команду. она срывается на Эша и делает глупости, подставляясь ему, когда узнаёт, что тот отправлен, чтобы привезти образец, а команда неважна, пусть дохнет. она бежит спасать Ламберт и Паркера, как только видит, что всё плохо, и думать пытается уже на ходу. да блин, она вообще активнее всего вписывается, когда ей есть кого защищать, она круче всего именно тогда, когда понимает, что рядом кто-то слабый, кто нуждается в защите - а кроме этого кота, у неё вообще в итоге ничего живого рядом не осталось. 
это не девочковые черты, это очень клёвые черты. 


Эш и вообще одушевлённость их андроидов - отдельная тема.
они явно не тупо роботы, и у них есть аналоговое самосознание, что-то, что они считают эмоцией или отношением.
Эш, помимо выполнения корпорации привезти образец пришельца, открыто им восхищается (признавайся, кто нацепил на Кейна ту фетишистскую шмотку в медблоке, подчёркивающую его роль в процессе?), если до отрывания башки это было намёками, то дальше он говорит прямо в ответ на вопрос: идеальный организм, его структурное совершенство сравнимо только с его агрессией. я восхищён цельностью, тягой к жизни, не замутнённой совестью, жалостью или заблужениями морали. 
такое ощущение, что Эш не просто выполняет приказ - он видит в этом существе что-то, чего не хватает ему самому. живую машину, более совершенную, чем он и те, кто его окружает. был бы он классический робот-машинка, это звучало бы довольно плоско. но в этом каноне, похоже, роботам делают что-то вроде личности-основы (если вообще не делают их на базе конкретных людей?), и от этой речи возникает ощущение, что встроенные в эту личность ограничения (которые им заменяют человеческую мораль-жалость-проче) его самого очень не радуют. то есть, он способен к какому-то аналогу человеческих эмоций и отношения - но хотел бы, чтобы это было не так. и существо, в котором бездумного стремления к выживанию, агрессии ради себя самого, а не ради каких-то приоритетов - больше, чем возможно в нём самом, восхищает его. 
мне кажется, косвенно это подтверждает фраза, которой он заканчивает речь, прежде чем Рипли его отключит.
когда он говорит: я не могу лгать насчёт ваших шансов, но я вам сочувствую, - у него на лице при этом такое чудесное довольство, что ты понимаешь, с какой стороны он стоит и может позволить себе сочувствие.
это так по-человечески.
с отрицательным знаком, конечно, но в этом правда больше человеческого, чем в визге и нытье Ламберт.
потому что нужно очень по-человечески переживать несовершенство и ограниченность себя и других, чтобы такими смиренными обожающими глазами смотреть на то, что кажется тебе совершенным и лишённым этих ограничений.


не совсем понимаю, что было с Чужим в последней сцене, где Рипли обнаружила, что он пробрался на отделившуюся часть корабля, на которой она с котом свалила.
то есть, вот она там кладёт кота в капсулу (отдельную, большую человеческую капсулу, кст), закрывает, раздевается спать до трусов, а потом лезет рукой между какими-то проводами и деталями... а среди них Чужой - свернулся калачиком? дрыхнет? но почему??
она его обтрогала, он зашевелился и порыкал в ответ, повертелся там и продолжил лежать калачиком.
хотя она вообще-то нашумела там как танк, обтрогала его, орнула с этого, чуть не опрокинула полкорабля, потом запряталась в шкаф, пыхтя и задевая всё на свете, влезла в скафандр и застегнула там всё, выбралась обратно, нащупала кнопок...
а Чужой в это время тупо дрых дальше, типа будильник и пожар не причина вставать? 
или он уже отложил яйца, и это намёк на то, что устал и будет отдыхать, хоть ты там свадьбу пляши?
или что?


ладно.
возможно, я просто что-то упускаю.
в любом случае, я его понимаю.




@темы: фильмота

Комментарии
26.05.2021 в 06:08

Per aspera ad astra
не совсем понимаю, что было с Чужим в последней сцене, где Рипли обнаружила, что он пробрался на отделившуюся часть корабля, на которой она с котом свалила.
то есть, вот она там кладёт кота в капсулу (отдельную, большую человеческую капсулу, кст), закрывает, раздевается спать до трусов, а потом лезет рукой между какими-то проводами и деталями... а среди них Чужой - свернулся калачиком? дрыхнет? но почему??


Мне кажется, что Чужой понял, что надо сваливать с корабля, Рипли может это устроить, а он нет. Вот Чужой и затаился, изображая бревно. Но не сработало.
26.05.2021 в 11:08

Это надо пересматривать не потому, что что-то забылось, а как ритуал, в котором все известно и прописано, кроме твоего сегодняшнего отношения.
почему уровни защиты такие, что больше символизируют, чем что-то ещё?
Ну-уу... "Если бы ты знал, Владимир, без скольких законов я могу обойтись в пространстве."(с)
В глубоком космосе каждый сам себе шериф.
Ну и мое любимое "если бы все действовали правильно, кина бы не было".
26.05.2021 в 13:05

statistically speaking, your genitals are weird
Saurornithoides, ну, это да.
логика того, почему он с ней на челноке оказался, понятна.
но уже в тот момент, когда челнок отлетел, они там одни только втроём с котом - и вон она его обнаруживает, орёт, отпрыгивает, начинает шебуршать и явно какую-то активность там делать, ну ничего хорошего от этого ждать невозможно... а он сворачивается среди своих труб, переворачивается на другой бочок и сопит дальше, пока она его паром из труб не начинает выкуривать. 
загадочно!

truant, ну да, а вот глядишь ты - сколько деталек можно наловить, если смотреть не десятилетними глазами))
ну ок, насчёт законов в пространстве понимаю. на самом деле, их даже жизненно заобоснуить можно - рейс коммерческий, компания те ещё пдрсы, срачи за премии в команде присутствуют - наверняка экономили на каждой аптечке, какие уж там средстав защиты. 

Ну и мое любимое "если бы все действовали правильно, кина бы не было". 

а вот если б Чужие действовали правильно и...  и... блин, но они действовали правильно, так-то у меня нет аргументов хд
ок, туше)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии