statistically speaking, your genitals are weird
мне всегда казалось, что игры вроде Soma должны оставлять после себя тягостное впечатление. мало того, что сурвайвал-хоррор сама по себе вещь, полная отнюдь не радости, сюжеты полны откровенного тлена и жести,
а варианты концовки обычно или один (при линейном сюжете), или выбор между "так себе"и "совсем плохо" (опционально бывает ещё вариант "вообще пиздец груздь" ). весь набор, в общем.
внезапно очень много букв со спойлерами про Сому. потому что Амнезию и тем более Пенумбру я всё равно люблю больше, но эта сделала мне думать довольно неожиданные вещи. и теперь она мне уже очень нравится.
а варианты концовки обычно или один (при линейном сюжете), или выбор между "так себе"и "совсем плохо" (опционально бывает ещё вариант "вообще пиздец груздь" ). весь набор, в общем.
интересно, почему с играми этих ребят так не работает?
они так-то формально выполняют все пункты, либо на уровне личной истории протагониста, либо на уровне человечества. но нет. они полны мимими, при всех этих пунктах.
короче, я человек-ни-разу-не-геймер, и я официально признаюсь в нежной любви Frictional Gаmes и их хоррор-траве.
вообще: надо будет собрать в кучку свои бессвязные заметки по Амнезии и остатки умилённого писка по Пенумбре, но это можно и позже, теперь не критично.
так вот, Soma.
она очень долго не трогала моих фетишей вообще.
зато она вынула из меня все нервы, потом все кирпичи, и только потом, ближе к концу, немножко всего остального - и, как ни странно, этого хватило.
во-первых, я не люблю машинки. насколько у меня вызывает интерес и пугает в хорошем смысле боди-хоррор и сопутствующие опасности, насколько же пугает в плохом смысле технофильская сторона. когда протагониста гоняют по локации покорёженные гули Туурнгейта или подопытные Александра фон Бренненбурга, это крипует и напрягает, как и положено. но когда то же самое делают агрессивные поехавшие машины с чертами людей, мне становится немного плохо. эта игрушка оказалась очень интересной палочкой, чтобы потыкать в своё отношение к говорящим с тобой машинкам, чо уж.
во-вторых, я не люблю бзсхднст. в этом плане Сома вообще отличная. от идеи - да, мы с человеком-бро сообразили, что теперь представляет из себя протагонист, гораздо раньше него, но он вообще в плане осознания оказался очень специфичным человеком (каждый протагонист ФГ по своей сути немного филип) - но всё-таки постепенное накопление информации о том, что случилось с человечеством, с тобой, насколько ты на самом деле попал и насколько всё безнадёжно, оно всё вполне чувствуется.
видимо, мне с самого начала просто стало так хреново, что схема нарастания всё большего количества откровений - про мутировавший ИИ, про почти уничтоженное человечество, про то, что сам ты - старая копия цифрового образа, сброшенная на ПО электронного водолазного костюма, про "Ковчег" и НИУ - как-то не сработали на мне в должной мере.
хотя бешеные машинки, издающие механический скрежет, если поняли, где ты - всё-таки сработали, мда.
так вот, про бзсхднст. я думаю, я просто с первых кусочков игры смирился с тем, что всё уже так плохо, как только могло в моих кошмарах, а это чувство даёт некоторую свободу в отношении остального происходящего.
когда ты уже в начале понял, что всё, приплыли - дополнения и уточнения к степени приплытия не вызывают большего отчаяния, потому что твой личный лимит пройден ещё раньше, теперь просто смотрим.
на самом деле, концовка, несмотря на то, как жутко она вроде как выглядит для протагониста (орлыыы? но эта жуть и эта перспектива раз за разом тыкалась тебе в нос ВСЮ игру, а ты впал в истерику только сейчас? мужик, ты правда очень устаревший и негибкий шаблон программы) - на фоне всего происходящего даже интересна.
причём не вопросами в духе "что есть человек, что знать быть человеком, не теряем ли мы человеческую сущность, если?.."
то есть, конечно, эти вопросы есть, и создатели "Ковчега" очень старательно об них убивались, хотя на практике важно оказалось немного другое.
потом: подумать о том, что люди вообще понимают под человечностью, помимо держания за привычные формы и фоточки на столах, и как это мягко и ласково троллится авторами в игрушке.
когда тебя сканят и "отправляют" в Ковчег - это не отправление тебя в буквальном смысле, конечно. это с тебя делается информационный клон, который вгружается в тот виртуальный мир или в любое устройство, способное его поддержать. и в плане личности с ним проблемы те же, что были бы с органическим клоном. был один ты Вася, стало два Васи, и личность одного к личности другого не имеет никакого отношения с первой секунды, как он начал получать свою экпу, а ты свою.
и наличествующие в сюжете люди, которые упорно верят, что останутся той же личностью, или смогут как-то "перенестись" на Ковчег полностью, если самоубиться сразу после сканирования, потому что тогда же останется один-единственный "настоящий" Вася... это немного грустно и очень характерно.
и это не то чтобы так не работает - скорее, это работает и не работает одновременно. с момента сканирования и загрузки Васи-копии в нужную среду, - ну, это правда не объяснишь имеющимися терминами лучше, чем это делала та же Кэтрин в передатчике.
да, Вася Саймон попал на Ковчег и улетел в космос, чтобы там жить в цифровом мире среди звёзд. нет, Саймон остался здесь на морском дне, среди того, во что превращает мутировавший гель окружающую среду и остатки людей. с точки зрения личнсти, нет здесь "более" и "менее" настоящего тебя, есть копии/части, которые с первой же секунды становятся разными другими людьми - ну, или чем там вас теперь считать.
это и не могло работать по-другому.
проблема, об которую спотыкается понимание этого момента - это то самое "я", которое осознаёт себя как протагонист-Саймон, а она ограничена, грубо говоря, точкой, из которой ты смотришь на происходящее.
совершенно рандомный момент - то, что создатели игры оставляют эту "точку сборки" в одном персонаже каждый раз, когда его "копируют", и игрок каждый раз смотрит на процесс изнутри одного из получившихся Саймонов, который - сука, что характерно - по-прежнему отказывается понимать то, что говорят ему прямым текстом про как именно это работает.
хотя по-человечески его можно понять, что уж.
потом: подумать о том, как восприятие "копий" себя (или на основе тебя) с их персональным опытом, отличным от твоего, способно превратиться в восприятие их как "потерянных частей" себя - или себя как "потерянной части" своей личности, и за этим - в желание "соединить личность в целое", путём какого-либо присвоения их или уничтожения "носителей" их или своего. потому что тогда я начинаю понимать логику, по которой двинулись те станционные самоубийцы.
ещё потом: интересно, мог ли в каком-то из своих состояний Старейший Цимисх воспринимать своих детей так же? его логика, физиологическая её основа и то, как ему поломал мозги Купала, вполне может такие кульбиты, мне кажется.
тогда тем более понятна логика насчёт "возродится и пожрёт своих потомков изнутри в любой момент" - её/его или тех, кто этого боится больше, чем общей Геенны, а такие есть.
на фоне этого отчаянного Ковчега, который называют "последней надеждой человечества" только те, кому отчаянно не хватает части "мы умрём здесь, но хотя бы законсервируем немного инфы, и пусть приграммки в симуляции там дальше попробуют сами" - есть вот эта пугающая всех НИУ, "сошедший с ума искусственный интеллект", который посредством одержания машин и плоти добивает остатки человечества.
и... эта штука даёт мне немного надежды, милые.
знаете, почему?)
потому что, пока живые люди в попытках сохранить в себе и в мире то, что они считают человеческим, соглашаются превратиться в программы в запечатанном стальном контейнере (на самом деле, не совсем, но очень хотят), внутри которого будет виртуальная реальность, имитирующая для них такую же жизнь, что раньше, - смесь алгоритмов и структурного геля, используемого для облегчения контакта между органикой и машинами, учится быть всё более живой, разрастается по новому миру, переходя в своих формах с машин к животным и людям, становясь всё более органической, и тех людей и животных, которых она успела "захватить", переделывая по-своему.
если посмотреть на это со стороны, это очень красивая шутка разработчиков.
умирающие на обломках своего мира люди, превращающиеся в программные образы в виртуальном мире, чтобы сохранить форму своей "жизни", которые становятся всё более искусственными - и искусственная система, адаптирующаяся к среде, занимающая её, переделывающая, меняющая органически и себя, и среду, и попавшихся ей людей, становящаяся всё более живой.
а ведь она становится.
вот эта самая НИУ, которую оставшиеся люди до сих пор воспринимают как какую-то глобальную сошедшую с ума программу с очень сильным носителем, способную захватить контроль над всем вокруг - на глазах превращается из вот этой пугающей фигни в живой организм.
она с каждым новым уровнем переходит с железа на органику.
если поначалу она работала так, как её учили - коннектила человеческий разум с машинами, затем - куски людей с машинами, то потом это уже были люди, органику которых она пыталась переделывать и адаптировать к условиям. мутации, которые она провоцировала в глубоководных рыбах и позже в попавшихся ей людях - они всё более адаптивны.
её детища, пугающие протагониста на первых уровнях - уродливые машины с остатками человеческих программ в качестве сознания, посреди игры - переплавленные и перемешанные куски плоти, реагирующие как простые программы или полуразумные животные, в конце, уже в бездне - способные к взаимодействию организмы с новыми свойствами, сохраняющие частично человеческие черты в своём виде и памяти - или не сохраняющие, потому что НИУ продолжает экспериментировать с жизненными формами.
это пугает, конечно. но и завораживает немного.
человечество такое, каким было, в этой игрушке погибло - очевидно и насовсем.
зато у человечества, которым оно может попытаться стать заново, оказалось аж две "последние надежды".
одна - то, что смогут сохранить в своём виртуальном мире чувствующие себя вполне живыми людьми цифровые призраки, которых протагонист всё же помог отправить туда, где они смогут существовать тысячелетиями внутри "Ковчега". считая себя людьми, сохраняя свою историю, знания и форму на цифровом носителе, они вполне могут как развиваться хотя бы внутри своего виртуального мира дальше - или застрять в том виде, имитируя жизнь в виде бесконечного программного цикла. насколько техника и работа вложившихся в Ковчег людей смогла дать им эту возможность и насколько они сами смогут и захотят делать для себя какую-то искусственную эволюцию, - кто знает.
вторая - то, во что превратит оставленную ей в наследство органику и остатки людей мутировавшая НИУ, меняющая среду и тех, кто в ней оказался, вместе с собой, без всякой жалости. жизнь, продолженная на органических носителях, меняющаяся и то сохраняющая человеческие черты, память, желания и страхи, то искажающая и ломающая их прямо по живому, сращивающая плоть с плотью и плоть с железом, способная к конфликту между своими продолжениями - едва ли это по форме можно будет назвать человечеством. и адаптируется ли она к среде вокруг, войдя с ней в симбиоз и давая новую форму тому, что в них было, как получилось с некоторыми животными и людьми на станциях, или подомнёт под себя и перепашет в единую механобиомассу всё, что найдёт, теряя всякую форму, как опухоль, и захлёбываясь в самой себе, - кто знает.
если бы в игре была возможность выбора концовки из этих двух вариантов, я бы поставил на второе.
но, что забавно, игра реализует оба.
Саймон и Кэтрин запустили Ковчег. Саймон и Кэтрин улетели в нём вместе с другими строить виртуальное человечество на информационных обломках старого. Саймон и Кэтрин остались на разрушенной планете, чтобы стать частью разрастающейся по дну её океанов НИУ, быть поглощёнными ею, уничтоженными - или изменёнными и адаптированными для того, во что превратится жизнь на планете теперь.
концовка, которая поначалу кажется довольно злой, на самом деле - не самый плохой вариант.
возможность изменения всегда оставляет надежду.
какая уж есть.
кстати, о.
знаете, что ещё в этой игре красиво?
вся эта жесть нон-стоп происходит в глубинах океана, потому что всё живое на суше уничтожено, и остатки человечества и техники пытаются не умереть сразу только на уцелевших научных станциях глубоко под водой. по ходу игры иногда встречаются кадры взрывов, огня и обломков на зависших экранах - комета жахнула так, что цивизация и экосистемы на суще разрушены в ноль.
и когда в эпилоге нам показывают улетающий в космос Ковчег, планета на его фоне выглядит так, как она выглядит на картинках в некоторых учебниках - с бурными облаками, взрывами, горящими трещинами, какой-то продолжающейся вулканической активностью, лютым Армагеддоном на всех материках.
и в это время в глубине океанов идёт яростная адаптация новых форм жизни к планете и друг другу, экспериментальная ускоренная эволюция, перепахивание остатков экосистемы и остатков человечества, вплавление всех этих вещей друг в друга и разделение их, выстраивание новых цепочек взаимодействия...
и, может быть, однажды эта жизнь снова выйдет на сушу.
и, может быть, именно за счёт адаптивности и гибкости структур геля, лёгшего в основу НИУ, эта жизнь сумеет сохранить куда больше частиц того, что становится её частью по ходу игры у Саймона на глазах.
может быть.)
кто поленился читать, краткая рецензия:
игрушенька стрёмная, грустная, про конец человечества и обломы, и притом - она того стоит.
мне очень да.
@темы: тихо сам с собою, тег про игрища, полевое
А вот проходить самостоятельно как-то все же тяжело ) Люблю читать чужие отзывы.
полагаю, филлип как подвид должен обязательно составлять какой-то процент человеческой популяции хд
без разницы, на каком носителе.
Alkhara, я могу признаться - я огромную кучу прекрасного тоже прохожу не своими руками, а вот этим товарищем из коммента выше) и достаю его воплями, комментариями и маханиями руками из тьмы))
гспд, грустный болеющий носферату, для успокоения гоняющий прохождения хоррор игрушек на ютубе, щас меня порвет на тысячу котяток умиления)
если бы не внутренний технофоб, мне тоже было бы уютно, несмотря на всю крипоту. но машинки все-таки ой. мне в конце только как-то полегчало