река - это граница.
это вода, непрозрачная и глубокая, но это и мокрый песок, и камни речного дна, и речные травы, водоросли, тина, которые тянет течение. граница между землёй и водой. я понимаю, почему многие поколения людей, живущих рядом с реками, считали их границами между миром живых и мёртвых тоже. и вовсе не только потому что там легко было утонуть.
у меня весь вечер не получается сформулировать то, что я знаю и понимаю про реки. поэтому я лучше запишу историю, после которой я это не просто знаю. всё равно более точных слов не придумывается.
на крипоту не тянет, не боятьсякогда мне было лет 14, ближайшая река была в нескольких километрах от места, где мы жили тёплую часть года. мы ходили и ездили на велосипедах туда купаться в жару - чаще всего к месту, где была старая разрушенная ГЭС. это было важно, потому что там река была глубже, чем много где вокруг: от старой плотины осталось возвышение, пересекающее реку поперёк, из полусгнившего дерева, заросшего травой, и вода переливалась через него небольшим водопадом. за годы вода сотворила на участке сразу за ним глубину в сколько-то метров. кто-то говорил - 3, кто-то - 6, кто-то утверждал, что гораздо, гораздо глубже. понятно, почему.
у нас, подросших и осмелевших, было развлечение - измерять глубину. это делается так: заплываешь в ту часть реки, которая достаточно глубока, но ещё не настолько, чтобы тебя напугать. одной рукой зажимаешь нос, вторую вытягиваешь вверх, и ныряешь вертикально, чтобы достать ногами до дна. задача тех, кто наблюдает - смотреть, как глубоко уйдёт твоя ладонь под воду. жульничать довольно сложно, не почётно, да и вода зеленоватая, но не настолько, чтобы не различить того, кто пытается менять позу на первых полутора метрах. ну, и выныривать головой вперёд всё-таки проще и быстрее, чем разворачиваться.
задача следующего - заплыть дальше и намерить большую глубину.
у мальчишек (так сложилось, что девчонок среди нас почти не было) хорошо получалось заныривать туда, где ладонь уходила под воду не меньше, чем на метр-полтора, то есть почти переставала быть различимой. когда большая часть отныряли своё и довольные повыплывали туда, где знакомо, мне тоже стало интересно. но момент нырять ногами в то, чего я не вижу и не знаю, мне здорово не нравился - особенно в реке. не только потому что водоросли, неизвестные твари и прочее, но и потому, что вообще-то там запросто можно было словить кусок древней ржавой арматуры или что угодно ещё. ГЭС не использовалась очень давно, но разрушали её, судя по последствиям, старательно.
я махнул рукой на ушлёпков, которые не морочатся такими очевидными вопросами, и поплыл глубже, ближе к остаткам плотины. но - заявил я, как самый умный - нырять туда ногами я не хочу. я сперва нырну туда головой и посмотрю, что там. и если на дне всё ок, то не вопрос, замерю хоть 10 метров. (я промолчу про разумность этого решения - преимущество было в том, что я был почти единственным, кто привык нырять с открытыми глазами и что-то различать на дне в принципе.)
ок. мужик сказал - мужик сделал. я набрал воздуха, закрыл нос и нырнул, как привык - головой вниз, оттолкнувшись ногами, открыл под водой глаза и поплыл вниз.
первые метры вода вокруг тебя мутная и болотно-зеленоватая, сквозь неё проходит солнце и греет. потом вода становится холоднее и начинает темнеть - быстро, очень быстро, а когда не смотришь по сторонам, а только вниз, кажется, что плывёшь в абсолютную густую темноту, из неё только иногда поднимаются пузыри и новая муть. ничего другого я там не видел, то есть, скорее всего, до дна было ещё плыть.
а потом мне стало не хватать воздуха, и я решил, что ок - посмотрел, пора выныривать. перевернулся и глянул вверх, чтобы определить направление.
знаете, что такое надрыв шаблона?
вокруг меня было темно до черноты. только в верхней части - темнота переходила в тёмно-зелёное, а посреди всего этого болтался мелкий, похожий на звезду вечером на небе, зелёный огонёк.
солнце.
я поплыл вверх, как бешеная белка, конечно. причём на последних запасах воздуха, как мне казалось, потому что чувство, когда у тебя в крови пляшет углекислый газ, а поверхность вот уже должна быть, но секунда за секундой - всё ещё нет, очень неприятное. я не помню последних метров, потому что закрыл глаза и выгребался уже вслепую, и снова начал соображать, только когда всплыл.
отдышался, успокоил занервничавших ушлёпков, потом всё-таки померил для них глубину и восстановил честь - в конце концов, я убедился, что на ближайшие метра 3 точно ни во что не влезу ногами, почему бы нет.
моего запаса лёгких, когда я ныряю, хватает обычно метров на 10. этот момент с тех пор не особо изменился, по-моему. плюс, там я всё-таки плыл вниз, и мне это казалось легче, чем держать направление и скорость, когда плывёшь горизонтально. когда у меня кончился воздух, дна не было и в помине. ногами, которыми я хлестнул ещё глубже, разворачиваясь, я не достал ни до чего тоже.
я до сих пор не знаю, как глубоко там на самом деле.
иногда эта вода и зелёное мелкое солце снятся мне.
@темы:
тихо сам с собою,
трава полевая,
физиологичная тварь
тоже река, да?
Nobody|s_angels, : ) отзывается?
Посетите также мою страничку
transcribe.frick.org/wiki/Why_Some_Folks_Nearly... документы для открытия счета в иностранном банке
33490-+