поскольку на днях я таки пережил экскурсию по музею-галерее Штедель, у меня теперь есть забавная история для тех, кто любит Гёте. да и для тех, кто не любит, в принципе, тоже.
один из очень растиражированных во Франкфурте портретов Гёте (его репродукции иногда печатают на всяком мерчендайзе, силуэт оттуда же есть на экскурсионных автобусах в центре города и так далее) - это портрет кисти Тишбейна, условно названный нами в своё время "мужик в платье в томной позе". выглядит издалека он, соответственно, как мужик в этой самой позе. в платье.
вот такой
это, как говорят сотрудники, единственная картина в галерее, которая висит там не ради того, кто её нарисовал, а ради того, кто на ней изображён. потому что ну кто слышал про Тишбейна, кроме специалистов? а кто слышал про Гёте? да, вот такая несправедливость.
картина была написана частично во время, а частично после их совместного путешествия по Италии. сотрудники музея рассказывают, что Гёте никогда не видел этого портрета законченным - при нём были только эскизы и набросочная версия, Тишбейн завершил работу только через несколько лет, а в Германии оно оказалось гораздо позже, после смерти обоих.
если присмотреться, то множество растений в нижней части - кроме того, что это, как считается, набор тех видов, которые описал к тому времени Гёте как естествоиспытатель - прописаны небрежно и как бы вчерновую, набросочно, в отличие от других частей картины. особенно платья
странный антураж картины - отсылка к гётевой "Ифигении", которую тот якобы переписал так прекрасно, что её театральные постановки имели огромный успех (каменная фреска изображает сцену оттуда, а декорации на заднем плане - условный пейзаж места действия). предполагается, что платье и странная поза - туда же.
но особо сотрудников музея радует одна маленькая деталь.
туфли Гёте. вернее, их странная форма.
если присмотреться, на них хорошо так спотыкается глаз - и на туфлях, и вообще на нижней части ног. в музее долго их изучали и пришли к выводу, что они, скорее всего, поменяны местами. левая нога - чуть-чуть правая, а правая - немножко левая.
официального объяснения этому нет, а неофициальная любимая версия сотрудников музея сводится к тому, что Гёте был гений, многостаночник и привык, что все дамы вокруг его - но Тишбейн был старше и профессиональнее в своей области, и ВНЕЗАПНО дамы в совместной поездке оценивали его куда выше, охотнее и чаще, чем бедного Гёте. из-за чего последний однажды закатил другу такой скандал, что деятели искусства поссорились навеки (вообще, по некоторым свидетельствам, не поссориться с Гёте было в принципе довольно трудно, из чего напрашивается вывод в том числе об истинных причинах рейтинга среди дам на фоне более скромного Тишбейна) - а заканчивавший портрет уже после этого художник увековечил друга красивым и пафосным до самой последней детали.
потому что проще поверить в это, чем в то, что профессиональный художник с огромным опытом не запомнил, какая нога у его модели была с какой стороны. сколько бы они ни выпили среди тех дам.