я нежно люблю фильмы ужасов. если вдруг кто не знал)
качественные, хорошо сделанные фильмы, заставляющие задуматься, тоже иногда люблю. но иначе.
в качестве расслабиться и вспомнить детство, или всмотреть с хорошим человеком под вкусное и занять руки монотонной работой - лучше всего брать не качественное и заставляющее задуматься, а весёлый треш про мёртвых, мутантов, пришельцев, монстров, затерянцев в лесу с пропадаловом, паразитов, проклятия, с кошмарами из детства, заброшенными больницами, ну и прочей такой чудесной крипотенью. маньяки и каннибалы тоже подойдут на крайней случай, но лучше пусть они будут хотя бы мутанты-жертвы инбридинга или чего-то подобного.
половину ходов в этой бодрой крипоте ты знаешь заранее и всё равно ценишь, от первой сцены-намёка, где молодая семья переезжает в дом, с которым что-то не так (тм), до кульминации, где гг бодро убегает от вылезшего из подвала нёха и вламывает ему, вопя от ужаса, или уже не вопя, а то и до последней сцены-эпилога, где непременно из-под обломков дома проклёвывается так и не уничтоженная до конца тентакелька, и прицепляется в машине, на которой гг уезжает в восход (тм).
а уж если в этом трешаке есть хоть немного верибельный обоснуй, или хоть немного годные персонажи, вообще чудесно.
в общем, кто тоже любит, понимает, о чём я.
очень много букв про ужасы, страхи и гоблинов. содержит спойлеры к страхотемне эта категория фильмов, со всей своей предсказуемостью и шаблонностью, кажется очень здоровой.
их создатели обычно педалируют вполне конкретный набор страхов, который растёт из тех же страшных историй, которые знакомы куче народу со времён явно более ранних, чем собственное детство. мёртвые, которые возвращаются. монстры из тёмного подвала, в которых никто не верит, а ты видел. природа сошла с ума и сожрёт тебя. что-то, что обидели люди, сошло с ума, вырвалось из-под контроля и сожрёт их. прочие такие вещи, наверняка умные люди в аналитике на эту тему разобрали тысячу вариантов архетипных сюжетов (кто хочет про это дольше, тех я отсылаю к "Пляске смерти" Стивена нашего Кинга, он там очень долго и подробно разбирал то, что думает про сюжеты страшноты в человеческой культуре, а я читал очень давно и мне лень теперь). так вот, в большей части самых страндартных и непритязательных ужастиков у нас непременно есть гг, которые сталкиваются с этой знакомой нам с детства крипотой и ищут способ её побороть, желательно физически, кулаком или напалмом, ну или хотя бы правильным заклинанием, но чтоб в этом мире она рассыпалась с воплями нахрен. и часто у них получается.
мне очень понятен этот подход - возьми свой страх за жопу, вытащи в свой мир, заставь играть по знакомым тебе правилам и угреби по этим правилам знакомой тебе дубиной. вот что делают дешёвые ужасы - показывают попытку рационализации и взаимодействия с крипотой. поэтому та часть, где заканчивается пугалово и намёки, а начинается конкретное выживалово - всегда отдаёт такой эпичностью и может быть впечатляющей, но это уже не тот страх, который был до того, даже если мега-стрёмная нёх вылезла во всей красе и теперь понятно, почему... (впишите шокирующую правду на свой вкус) - это уже не непонятная крипота, это момент, когда страх выведен на свет, и теперь от тебя, гг, зависит, поборешь ты его или нет.
у страшных сказок любых народов, где сожранные дети, отрубленные ноги и никакой морали в конце - наверное, всегда была похожая функция. показать возможную модель взаимодействия с тем, что непонятно и пугает.
причём формы этой крипоты в ужастиках, прилагающаяся к ним идея может быть самой разной, но вот эта часть почти всегда есть. и когда я вижу ужоснах, который неплохо снят, но в нём нет момента завершения этого гештальта - одолели или нет, или недодали вот этой части, где пошло активное взаимодействие и попытка гг что-то сделать - это дурацкий фильм. это всё равно что засмотреть порно, где в конце не то что свадьбы нет, а ещё и никто не кончает и непонятно вообще, ради чего было начинать.
но я хотел не про это) как вы поняли из длинного вступления, бгг.
такие фильмы редко бывают страшными - в тех случаях, когда заявленная форма крипоты не цепляет значимые именно для тебя символы, какого-нибудь твоего личного монстра из шкафа, который по какой-то причине пугает тебя, независимо от того, что там с ним делают и насколько он реален. пугает не на уровне "я испугаюсь змеи в своей постели, потому что она ж меня ужалит, быстрая зараза" - это простой и здоровый страх, в нём нет отвращения из категории я-не-знаю-почему-это-страшно-но-страшно. а вот человек, который испугается до мороза по коже, даже глядя на змею за толстым стеклом или в телевизоре, и понимая, что она может быть ему лично даже не опасна - но от мысли встретить её случайно на дороге к магазину хочется никогда в жизни не ходить той дорогой - это оно. иррациональный страх, непонятный тебе самому. неконтролируемый.
на самом деле, у любых таких страхов всегда есть вполне конкретные причины для любого человека - но они не объективные, они в голове, и если ты их не понимаешь и не можешь вывести на свет, чтобы что-то с ними сделать - они пугают хуже любой змеи.
поэтому в фильмах ужасов мне особенно интересны детали и то, как именно и в какой форме будет подана очередная крипота.
именно за счёт формы и деталей фильм имеет шансы быть страшным. (нет, качественно сделанный ужоснах с нагнетением в тишине и полумраке, внезапными скримерами или продирающими вдруг замеченными деталями - это отлично, особенно для человека с нервной системой вроде моей. но они пугают именно дёрнув за нерв, а этот эффект длится ровно столько, сколько тебе нужно, чтобы сигнал угас и выброшенная доза адреналина сошла, это само по себе не цепляет глубже.)
когда тебе показывают то, что пугает тебя. в твоей голове. и это может быть несусветная глупость для кого-то ещё, вроде куклы со стеклянными глазами, но в твоём мире это именно то, что ты не вывел пока на свет. что сидит в твоём личном подвале, и что очень страшно и очень однажды захочется вывести, пока оно не выбралось само.
и смотреть на то, что пугает людей в крипоте и дурацких фильмах, пытаясь понять, почему, очень интересно.
есть другая категория страхов, которые не касаются напрямую именно крипоты. они рациональные, конкретные и растут из опыта. это ответы на вопрос о том, чего человек боится в реале, выходя на улицу. "меня в юности затащили в подворотню и чуть не прибили, я боюсь тёмных улиц и групп людей на них", "нас в детстве бомбили, и я боюсь низко летящих самолётов" - это другое. это страхи, про которые понимаешь, монстры в подвале, лица которых тебе знакомы.
а в крипи-рассказках, которые пугают чем-то иррационально, как раз есть возможность увидеть кусочек лица своего монстра, которого ты пока не видел вне подвала, и причин которого не знаешь. для которого у тебя пока нет дубины и правил, по которым ты можешь победить.
мне долго было интересно, где мои.
такие, которые пугают даже на экране и как идея. не те здоровые, вроде высоты, маньяка или хищного рептилоида перед твоим носом (это здоровый стрых, его причины понятны и на него есть возможные реакции), а такие, которые на тёмной улице даже вспоминать не хочется, и которым я предпочёл бы маньяка или рептилоида запросто. мне интересно, откуда растёт то, что я не могу объяснить. как у некоторых людей ужас перед червяками, или манекенами, или раздвоением личности. который больше, чем неприятно или противно, а вот именно мороз по коже.
так вот, за что я люблю фильмы ужасов. ты изучаешь эту систему страхов отдельно от реальности, маркеры взаимодействуют с тем, что у тебя в голове, независими от неё (во всяком случае, зависимость не прямая).
у меня нет проблем с червяками, любыми паразитами, хищниками, монстрами, мутантами и маньяками.
я почему-то интуитивно доверяю органике, и любой объект, который я опознаю как живой, кажется мне понятным. мои системы говорят мне, что с таким объектом у меня есть методы взаимодействия. (они не обязательно будут успешными, но они есть, живое живёт в моём мире и действует по правилам, которые мне известны.) как говорил какой-то годный чувак в одном из фильмов моего детства - если у него есть кровь, значит, его можно убить. или помочь, добавил я, когда вырос, но сути это не меняет.
у меня нет проблем с мёртвыми, зомби и призраками.
потому что либо оно уже не существует физически, а абстрактные сущности для меня слишком абстрактны, чтобы я воспринимал их всерьёз опасными и реальными (не более реальными, чем то, что я иногда вижу там, где объективно физически ничего нет - так бывает со всеми), либо оно шевелится, чего-то хочет, и тогда мы возвращаемся к предыдущему пункту - опасно, но пока не начнёт тебя жрать - не боишься.
целая куча крипоты вроде проклятых кукол и прочего странного может выглядеть жутковато, но слишком чужда мне как идея. я не могу цепенеть от страха, видя перед собой что-то, что можно разнести об стену хорошим ударом ноги или засунуть в железный ящик, и фиг оно оттуда выберется, веса не хватит даже сдвинуть его с места.
в общем, я искал долго. и нашёл.
два фильма, которые мне реально были страшные, не потому что скримеры вовремя подсунуты (хотя не без этого).
и если с одним я разобрался и вывожу этот момент из области иррациональных страхов, то второй мне всё ещё не понятен.
первый - это "Нечто".
ага-ага, Карпентера нашего прекрасного.
я понимаю, что оно само по себе классика, и там много интересных триггеров. и отрезанность от мира, и паника среди людей, и кто следующий, и когда твой знакомый превращается во что-то стрёмное, а ты этого не видишь, пока оно не проявится. ну, правда много. но там есть одна штука, которая до озноба напугала меня, и пугала всегда везде, где я её встречал.
понимаете, вот эти штуки, в которые эта нёх превращала то, что зохавала - они живые, и они искорёженные. вывернутые, искалеченные, и это не раны или травмы - они теперь такие, они так функционируют, переломленные, перекошенные, наполовину сплавленные, почти не функциональные. и когда такое ползёт по холодному полу в сторону гг и хрипит на него вывернутой глоткой, а ты понимаешь, что это физически живое, оно движется, ему больно, и это не выправится, это вот так и есть, оно таким стало навсегда, и оно это знает, ты это почти чувствуешь - это страшно до ледяного комка в животе.
был ещё какой-то старый фильм, уже не помню названия, где очередные студенты вызвали очередную нёх, и было интересно и занимательно, пока она не вылезла вся и не начала за ними гоняться по каким-то катакомбам. тут все мои схемы дали сбой, и я жалко прирос к дивану, потому что у нёха один раз показали очень вытаращенный налитый кровью глаз с почти человеческим выражением - и оно всё время кричало. дико, страшно, каждую минуту, когда оно гонялось за этими ушлёпками. и это нельзя было изменить, только уничтожить.
второй фильм назывался "Хрупкость".
там было что-то стандартное про закрытый этаж в больнице (вроде бы), про тревожащий детей и прочих призрак какой-то девицы, убиенной на том этаже, который вылезал ночами из тёмных коридоров, гг, которые сначала не верят, а потом лезут разбираться. в общем, хорошее кино, самое то для поддержания уровня трешовой крипоты в организме.
но. в какой-то момент кто-то из юных героев этой опупеи объясняет про этот закрытый этаж, кажется, взрослым: там живёт механическая девочка.
а у меня ещё такой мощный спойлер про то, что у убиенной девочки был синдром стеклянных костей или что-то такое, она страшно страдала, и кажется, её таки прибили именно с помощью её болезни.
и тут ты понимаешь, что вот этот стрёкот, похрустывание, искорёженные пропорции, которые мелькнули пару раз в кадре в тех коридорах, где ползает призрак - это звук врощенных в девочку механических протезов, которыми она передвигается - или которые ею.
блядь. я вот не стал палиться перед бро, с которым смотрел и радовался, но это было страшнее, чем "Нечто". механическая девочка. ползёт по тихому коридору. блядь.
кто захочет, поищите трейлеры и зацените. от обоих фильмов, там есть что ценить, правда. ну, если вы любитель и вдруг не видели.
с девочкой, кстати, вышло даже интереснее, чем я думал, но это не отменяет.
я, в принципе, понимаю, откуда во мне растёт первый страх, который был про искалеченное. и даже уже знаю способы, которыми буду с ним жить дальше и растить из него хорошее.
а вот про второе мне пока нифига не понятно. механическому и машине я не доверяю так, как живому, мне оно чуждо и я ничего не смогу сделать, если оно окажется враждебным - но мне кажется, дело не только в этом.
а у вас есть такие страшные вещи?
не связанные с реальностью или вашим опытом напрямую. страшные сами по себе. просто видеть такое.
поделитесь, кому не слабо)
а у меня 10 вечера, и я иду бегать по нашим окраинам. под фонарями, блин. ибо нефиг.
про крипоту
я нежно люблю фильмы ужасов. если вдруг кто не знал)
качественные, хорошо сделанные фильмы, заставляющие задуматься, тоже иногда люблю. но иначе.
в качестве расслабиться и вспомнить детство, или всмотреть с хорошим человеком под вкусное и занять руки монотонной работой - лучше всего брать не качественное и заставляющее задуматься, а весёлый треш про мёртвых, мутантов, пришельцев, монстров, затерянцев в лесу с пропадаловом, паразитов, проклятия, с кошмарами из детства, заброшенными больницами, ну и прочей такой чудесной крипотенью. маньяки и каннибалы тоже подойдут на крайней случай, но лучше пусть они будут хотя бы мутанты-жертвы инбридинга или чего-то подобного.
половину ходов в этой бодрой крипоте ты знаешь заранее и всё равно ценишь, от первой сцены-намёка, где молодая семья переезжает в дом, с которым что-то не так (тм), до кульминации, где гг бодро убегает от вылезшего из подвала нёха и вламывает ему, вопя от ужаса, или уже не вопя, а то и до последней сцены-эпилога, где непременно из-под обломков дома проклёвывается так и не уничтоженная до конца тентакелька, и прицепляется в машине, на которой гг уезжает в восход (тм).
а уж если в этом трешаке есть хоть немного верибельный обоснуй, или хоть немного годные персонажи, вообще чудесно.
в общем, кто тоже любит, понимает, о чём я.
очень много букв про ужасы, страхи и гоблинов. содержит спойлеры к страхоте
а у вас есть такие страшные вещи?
не связанные с реальностью или вашим опытом напрямую. страшные сами по себе. просто видеть такое.
поделитесь, кому не слабо)
а у меня 10 вечера, и я иду бегать по нашим окраинам. под фонарями, блин. ибо нефиг.
качественные, хорошо сделанные фильмы, заставляющие задуматься, тоже иногда люблю. но иначе.
в качестве расслабиться и вспомнить детство, или всмотреть с хорошим человеком под вкусное и занять руки монотонной работой - лучше всего брать не качественное и заставляющее задуматься, а весёлый треш про мёртвых, мутантов, пришельцев, монстров, затерянцев в лесу с пропадаловом, паразитов, проклятия, с кошмарами из детства, заброшенными больницами, ну и прочей такой чудесной крипотенью. маньяки и каннибалы тоже подойдут на крайней случай, но лучше пусть они будут хотя бы мутанты-жертвы инбридинга или чего-то подобного.
половину ходов в этой бодрой крипоте ты знаешь заранее и всё равно ценишь, от первой сцены-намёка, где молодая семья переезжает в дом, с которым что-то не так (тм), до кульминации, где гг бодро убегает от вылезшего из подвала нёха и вламывает ему, вопя от ужаса, или уже не вопя, а то и до последней сцены-эпилога, где непременно из-под обломков дома проклёвывается так и не уничтоженная до конца тентакелька, и прицепляется в машине, на которой гг уезжает в восход (тм).
а уж если в этом трешаке есть хоть немного верибельный обоснуй, или хоть немного годные персонажи, вообще чудесно.
в общем, кто тоже любит, понимает, о чём я.
очень много букв про ужасы, страхи и гоблинов. содержит спойлеры к страхоте
а у вас есть такие страшные вещи?
не связанные с реальностью или вашим опытом напрямую. страшные сами по себе. просто видеть такое.
поделитесь, кому не слабо)
а у меня 10 вечера, и я иду бегать по нашим окраинам. под фонарями, блин. ибо нефиг.