когда изучаешь варианты ковки японских клинков - в определённый момент структура лезвия становится похожей на скелет какого-то диковинного живого существа. полоса более мягкого железа в основании, под слоем внешней прочной стали, за твёрдой режущей кромкой - она ведь гибкая по сравнению с этой кромкой, словно окостеневший позвоночник по сравнению с настоящими костями. но и сама кромка неоднородна, даже та её часть, которую отделяет хамон, которая закалялась прочнее всего.
читать дальшеразница в твёрдости стали режущей части клинка и задней, основной, достигается ещё и за счёт того, что на одной из финальных стадий клинок покрывается слоем глины - более плотным и толстым задняя часть, более тонким режущая часть лезвия - и так накаливается и опускается затем в воду. меньшее количество глины сверху даёт более быстрый сброс температуры, поэтому металл в этой части становится менее гибок и более прочен, чем остальная часть.
но перед этим, ещё когда только закрывают лезвие глиной - на внешнем тонком слое делают ряд тонких полосок менее концентированным растровом той же глины, поперёк лезвия, и в этих местах слой становится толще. эти отметки называются аши. при закалке в этих местах будут вкрапления менее плотного металла, дополнительная защита от распростаранения трещин по клинку в будущем.
по-моему, участок с аши - это как рёбра.
такая смесь внутреннего и внешнего скелетов, когда условно гибкий железный позвоночник внутри не даёт конструкции так просто сломаться, его и что внутри прикрывает почти сплошной щит из стали внешнего слоя, и режущая, атакующая кромка с почти амортизирующими рёбрами из самой прочной стали, и хамон, кажущийся швом между сросшимися участками скелетной системы, а на самом деле - маркер проступающей структуры единого организма, в котором все эти части переходят друг в друга изначально, слитно.
я не знаю, всегда ли оно так работает и сколько неточностей играют роль на самом деле, но по-моему, это прекрасно.